Тема буллинга актуальна для учителей, родителей и пострадавших от ожогов детей. По мере расширения обсуждения, грань между обычным конфликтом, буллингом и насилием стала размываться. В каждой из этих трёх ситуаций нужно действовать по-разному, поэтому важно понять, с чем вы имеете дело. Также важно помнить, что конфликты — это обычная часть нашей жизни, и умение разрешать их — навык на всю жизнь.
ОБЫЧНЫЙ КОНФЛИКТ
- Разногласие или спор
- Равное соотношение сил
- Нет цели намеренно задеть чьи-либо чувства
- Обе стороны готовы работать над разрешением конфликта
БУЛЛИНГ
- Человек или группа людей намереваются причинить кому-то эмоциональную боль или унизить в коллективе
- Неравный баланс сил: обидчик может быть сильнее, влиятельнее в группе или может знать что-то об объекте нападения и использовать это знание для контроля над жертвой
- Негативное поведение продолжается даже тогда, когда причиняется боль или вред
- Попытка или угроза причинить физические травмы
- Может происходить в контексте травли или быть разовым событием
ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ?
Отдельное лицо или группа с бОльшей силой неоднократно и намеренно причиняют боль или вред беспомощному человеку или группе, которые не в силах этому противостоять. Издевательства могут продолжаться в течение долгого времени, часто скрываются от взрослых и, скорее всего, не прекратятся, если не принять никаких мер.
Существует множество видов буллинга, в том числе:
- «Словесный» буллинг может включать в себя систематически повторяющиеся обзывательства на глазах у сверстников, но обычно вдали от взрослых.
- Социальный буллинг происходит, когда одного человека отвергают в группе друзей или намеренно исключают из неё.
- Кибербуллинг стал одной из самых устойчивых и труднопреодолимых форм издевательств. Он может включать в себя удаление ребёнка/подростка из групповых чатов, распространение слухов/сплетен через социальные сети или отправку компрометирующих фотографий по смс или в социальных сетях.
- Физический буллинг взрослым, как правило, заметить сложнее, чем прямое насилие. Пример — ставить кому-то подножку каждый раз, когда он проходит мимо. В зависимости от ситуации, физический буллинг может приравниваться к уголовно наказуемому насилию.
БУЛЛИНГОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Единичные случаи социального отвержения
- Разовое проявление агрессии
- Случайные проявления неприязни
- Разногласия
- Отказ поделиться игрушкой
Когда ребёнок возвращается в школу или к своему окружению после ожоговой травмы, сверстники могут избегать его просто потому, что не знают, что сказать. Это очень неприятно, но отличается от буллинга. С физическим насилием нужно разбираться немедленно и в этом конкретном контексте.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Как взрослые, мы можем предпринять несколько шагов, чтобы помочь ребенку укрепить эмоциональную устойчивость:
1. Отрепетируйте ответы. Помогите ребёнку/подростку запомнить фразы, чтобы использовать их всякий раз, когда кто-то за пределами ближнего круга семьи/друзей спросит его о ранах или следах от ожогов. Заученные фразы помогут пострадавшему от ожогов ребёнку отвечать уверенно, чётко и кратко. Умение отвечать на вопросы о своей истории укрепляет эмоциональную устойчивость. В идеале это нужно освоить еще до выписки из больницы. Придумайте игру с тренировкой ответа, чтобы он стал естественным для вашего ребенка.
2. Подключите учителей, по возвращении в школу, чтобы предотвратить буллинг. Спросите ребёнка/подростка, что, по его мнению, следует знать одноклассникам и вместе с преподавателями разработайте план действий.
3. Будьте другом для своего ребенка. Убедитесь, что ваш ребенок/подросток четко знает, что может обратиться к родителям в конфликтной ситуации и получить помощь и поддержку, без осуждения.
4. Ролевая игра. Ни один новый навык не приходит сам собой. Помогите детям обрести уверенность в себе, тренируясь устанавливать зрительный контакт, ходить уверенным шагом или дистанцироваться от дурного поведения.
5. Поддерживайте, поддерживайте, поддерживайте. Чувства могут быть взрослее, чем сам ребёнок, и у детей не всегда есть словарный запас, чтобы их описать. Как взрослые, мы часто чувствуем, что должны иметь ответы на все вопросы или защищать своих детей любой ценой. Позвольте ребенку/подростку понять, что его чувства нормальны: этого может быть достаточно, чтобы дать ему силы пережить следующий день.
6.Спрашивайте: «Как дела с…», «Ты пробовал сделать то, что мы тренировали вчера вечером» или «Получилось ли…?». Это даст вашему ребенку/подростку понять, что вы не забыли о нем, что его безопасность важна для вас, и что вы можете скорректировать свои планы, если потребуется.
7. Подавайте пример хорошего поведения. Убедитесь, что ваш ребенок/подросток видит, что вы хороший друг, избегаете сплетен, открыты для всех и говорите с людьми с добротой. Это послужит образцом взаимоотношений вашего ребенка с его друзьями.
8. Говорите сторонним наблюдателям, как себя вести. Вполне нормально обратиться к родителям друзей вашего ребенка, чтобы сказать что-то вроде: “Здравствуйте, я уверен, что вы об этом не знаете, но над Иваном издевается группа на детской площадке. Не могли бы вы попросить своего сына встать рядом с ним, если он что-то заметит?”. Дети эгоцентричны и не всегда понимают, когда их друзья попадают в трудное положение, но они, как правило, хорошо реагируют на простые просьбы.
9. Вовлекайте ребенка/подростка в полезную деятельность. Школьные клубы, командные виды спорта— все они обычно проходят под присмотром взрослых и могут познакомить вашего ребенка/подростка с другими детьми. Также изучите информацию о специальных мероприятиях для пострадавших от ожогов людей разных возрастов. Например, летние лагеря и другие мероприятия. Осознание того, что ты не одинок, — это огромная часть процесса формирования эмоциональной устойчивости. Помогите ребёнку найти свое сообщество.
10. Пусть ребёнок знает, что просить о помощи — это нормально. Возможно, вам тоже потребуется помощь и совет, только не забудьте рассказать об этом своему ребенку/подростку, прежде чем раскрывать кому-то его личные проблемы.
11. Воспитывайте гибкое сознание. Дети/подростки, которые верят, что люди могут меняться (например, хулиганы не обязательно останутся хулиганами на всю жизнь, а жертвы не всегда будут жертвами), обычно проявляют стойкость, когда ситуация становится трудной. Напомните им о том, сколько трудностей они преодолели, чтобы вылечиться после ожога, и что со всем остальным они тоже могут справиться.
12. Создайте ребёнку набор инструментов для решения проблем. Мы можем учиться на своем опыте. Попросите его вспомнить время, когда он был в трудной ситуации. Что он сделал, чтобы помочь себе? Что он делал в больнице? Как бы (укажите того, кто является авторитетом для ребёнка) поступил в этой ситуации?
13. Следите за тем, какие слова вы используете. То, что мы говорим сами себе, имеет значение. Если мы говорим о своих детях/подростках как о жертвах (издевательств, ожогов, обстоятельств), они начнут воспринимать эти слова как истину.
Благодарим за помощь в переводе с английского языка волонтера платформы ProCharity – Веру Рябову.